Инклюзивное образование

 

Около 40% воспитанников ГКО СУВУ г.Октябрьска, направленных в образовательное учреждение по решению суда за совершенные правонарушения,  имеют социально-педагогическую запущенность и задержку психического развития, в ряде случает легкую умственную отсталость. Прежде всего важно выяснить причины девиантного поведения  детей, имеющих отклонения в интеллектуальном развитии.

Кроме того, учитывая  психологический портрет воспитанника и основные характеристики несовершеннолетнего правонарушителя, ряд методик, используемых в стандартных тренингах и коррекционных занятиях, не могут быть применены. Однако, делая акцент на сильных сторонах личности детей, их возрастных особенностях и актуальных потребностях в общении, творчестве и игре можно эффективно строить работу  с детьми с ЗПР в условиях образовательного учреждения закрытого типа. 

В образовательном учреждении воспитанники  с ЗПР обучаются по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Учителя в работе с этими детьми, имеющими особые образовательные потребности, придерживаются разработанных рекомендаций, позволяющих обучающимся успешно осваивать  программу обучения.

Роль психолога, в силу особенностей содержания его обязательных профессиональных компетенций (подготовленность в области психологической диагностики и психологической коррекции нарушений психического развития, информированность в области дефектологии и клинической психологии) должна являться ведущей и, кроме того, координирующей работу других специалистов, осуществляющих комплексное сопровождение ребенка с ЗПР в условиях образовательного учреждения. Данную функцию выполняет школьный психолого-педагогический консилиум — ППк,секретарем которого является педагог-психолог образовательного учреждения.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ включает организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, которые дифференцируются по содержанию и методам коррекционной помощи.

• Познавательная деятельность.  Занятия направлены на общее интеллектуальное развитие ребенка и приближение к возрастной норме по уровню и структуре.  В кабинете педагога-психолога имеется достаточно инструментария для проведения коррекционных занятий, начиная с интерактивных стендов, включающих игры и упражнения, в которые можно играть в ходе занятия или на перемене. Головоломки и кубик Рубика — излюбленные «игрушки» воспитанников, которые самостоятельно устраивают соревнования по их сборке на время. Формируется  уважение сверстников к воспитанникам, быстро справляющимся с поставленной задачей. Собрать головоломку становиться престижным.

Воспитанники с удовольствием выполняют задания Психологического практикума на логическое мышление и внимательность. 

• Творческая деятельность. Занятия направлены на развитие воображения, фантазии, наблюдательности и внимания, креативного мышления, а также на формирование навыков трудовой деятельности и развитие творческого потенциала. Особо эффективны в коррекционной работе с детьми с ОВЗ занятия с использованием арт-техник. Среди них — рисование ватными палочками, мыльными пузырями, пальцами рук, аппликации из бумаги и ткани, лепка, композиции из семян, зерен, листьев. Выполняя каждую работу воспитанники развивают не только творческое мышление, но и становятся терпеливее, аккуратнее, самостоятельнее, появляется уверенность в своих способностях. А создавая из журнальных вырезок аппликации-карикатуры повышается настроение. Но самое важное в арт-техниках, что ребенок не ограничен рамками «правильно-неправильно». Эта свобода снимает внутренние зажимы и стимулирует к творческому и интеллектуальному развитию.

Немаловажно, что дети принимают участие в изготовлении пособий для проведения коррекционных занятий. Так был сделан дополнительный комплект карточек для игры в «Имаджинариум»

• Саморегуляция.  Эмоциональный интеллект. Занятия направлены на формирование эмоционально-волевой сферы и сознательную регуляцию собственного поведения. Научиться управлять своими эмоциями и справляться с приступами немотивированной агрессии для воспитанников задача не из легких. Неосторожное слово, жест или действие сверстника или взрослого может привести к эмоциональной вспышке и импульсивным поступкам — бранным словам, оскорблениям, рукоприкладству и т.п. Эффетивными методиками по формированию  эмоционального самоконтроля, терпимости, ответственности, навыков управления гневом   для воспитанников стали психологические игры, в ходе которых участники проходят непростые испытания. Одна из таких психологических игр  «Тропа легенд» была разработана и проведена для воспитанников ГКО СУВУ. Несмотря на то, что большинство подростков обладали повышенной возбудимостью, гиперактивностью, низким волевым порогом и неумением сотрудничать, ни одно из правил игры не было нарушено. 

• Конструктивное общение. Социальный интеллект. Занятия направлены на усвоение адекватных форм учебного поведения, предполагающего умение следовать установленным правилам коммуникации и взаимодействия с учителем и сверстниками. Большинство воспитанников на момент пребывания в образовательное учреждение не готовы к конструктивному общению. Но пребывание воспитанника в учреждении закрытого типа само по себе означает, что он будет находиться круглосуточно в течение всего срока обучения в окружении сверстников и взрослых. Ребенок вынужден приспосабливаться к этим условиям, но выстраивать конструктивные отношения с окружающими, вступать в диалог, сотрудничать подросток может научиться  только при наличии четко организованной системы воспитательной работы в школе. Составляющей данной системы являются групповые коррекционно-развивающие занятия: деловые и ролевые игры, тренинги, тематические мероприятия, соревнования и т.д.

 

Все мероприятия проводятся  с учетом того, что в школе обучаются дети с ОВЗ. Для воспитанников, имеющих отставания в развитии исключением не стало участие в интеллектуальных играх «Котелок». Интеллектуальные вопросы формируются с учетом того, что  в  образовательной организации обучаются дети с разным порогом интеллекта, в том числе дети с ЗПР. Все вопросы транслируются на экран и сопровождаются картинкой.  В блиц-туре разыгрываются «простые» вопросы, а часть вопросов посложнее  даются воспитанникам заранее для осуществления исследовательской работы по поиску ответов на них. В ходе игры команды пишут свои ответы в  бланки и передают их экспертам для подсчета правильных ответов. Такая процедура интеллектуальной игры избавляет участников от страха дать публично неправильный ответ.