Обратная связь

Часто задаваемые вопросы

Вопрос:

Как узнать употребляет ли подросток наркотики?

Ответ:
Стадия пробования наркотиков – этап преднаркомании. У этой стадии есть характерные признаки. Их можно условно разделить на поведенческие, внешние и очевидные.
Признаки поведения:
Нарастающее безразличие ко всему: уходы из дома; стремление уйти от трудностей и решения проблем; частая и резкая смена настроения; настойчивые просьбы дать денег; необъяснимые телефонные звонки; снижение успеваемости и интереса к школе.
Внешние признаки:
Вялость, заторможенность, погружение в себя, закрытость от семьи, рассеянность, постоянная забывчивость при выполнении каких-либо домашних поручений, школьных заданий.
Очевидные признаки:
Бумажки, свёрнутые в трубочки; маленькие ложки с обожжёнными краями; капсулы, таблетки в упаковке без названия или со странной символикой.

Вопрос:

Как вести себя с агрессивным ребенком ?

Ответ:
Нужно различать агрессию и агрессивность. Агрессия носит защитный характер и  может возникать у подростков с низкой самооценкой когда они защищают свои права. При этом у них нет желания причинить боль другим. Присутствие доли агрессии в характере ребёнка иногда бывает полезным. Это помогает при встрече с сильным противником. Агрессивность же сопровождается намеренным желанием причинить боль, когда ребёнок теряет контроль над собой, ругается со взрослыми и сверстниками, отказывается следовать принятым правилам, специально раздражает окружающих, всегда винит других в своих ошибках, отказывается что-либо делать,   во всех видит враждебность, быстро реагирует негативным образом на различные действия окружающих. Агрессивного ребёнка очень трудно понять и принять со всей его грубостью и ершистостью. Однако он нуждается в поддержке и любви не меньше, чем любой другой ребёнок.

Что можно сделать, если ребёнок проявляет агрессию?

  1. Постарайтесь прояснить для себя причину агрессивного поведения ребенка.  Это может быть ответная  реакция на поведение окружающих, способ самоутверждения, неумение вести себя по-другому или выразить другим способом свои эмоции и чувства.
  2. Обратите внимание на то, как вы сами реагируете на агрессивные вспышки ребёнка. Возможно, он просто копирует ваше поведение.
  3. Учите ребёнка сочувствию, выражению чувств. Научите подростка понимать, что с ним происходит, управлять своим поведением.
  4. Расширьте его поведенческий репертуар. Подскажите, какими приемлемыми способами можно достичь желаемого, взаимодействовать с другими, общаться и решать проблемы.
  5. Гнев, обида, раздражение – нормальные человеческие чувства, которые не стоит держать в себе. Найдите тот способ, который позволит подростку разряжаться от негативных эмоций. Это могут быть занятия спортом или труд.

Общение с подростком – это всегда война. Часто до полного морального уничтожения противника. Но разумные родители и педагоги воюют не против ребенка, а рядом с ним, плечом к плечу. И тогда врагом является не подросток, а его страхи, сомнения, тревоги. Встаньте на его сторону, услышьте его желания.

Вопрос:

Почему   дети с нарушениями интеллекта  нередко склонны к правонарушениям?

Ответ:

Основные факторы, обуславливающие девиантное поведение подростков тесно связаны с состояним их здоровья. Во-первых неблагоприятные физические  и интеллектуальные особенности ребенка затрудняют его социальную адаптацию, а наличие у ребенка акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера приводят к повышению  возбудимости нервной системы и неадекватным реакциям подростка. Проблема усиливается на фоне дефектов семейного, школьного или общественного воспитания. А разрыв связей со школой неуклонно приводит к социально-педагогической запущенности.
– Интеллектуальная недостаточность и ЗПР нередко приводят к внутренней тревожности  и ощущению неполноценности. Такие дети подвержены любому влиянию, особенно негативному. Их повышенная внушаемость и некритичность мышления часто делают их жертвой манипуляций и вовлекают в непрятности. Подростки с ЗПР зачастую не отдают себе отчета в том, что они несут ответсвенность за то, что сделали по чужему указанию.
– Кроме этого, особенности развития детей с интеллектуальными отклонениями влекут за собой  такую инфантильную черту, как слабая сопротивляемость порывам, импульсивность. Эти дети не в состоянии остановится в своем желании завладеть чужой вещью не для обогащения или жизненной необходимости, а просто по вине инстинкта — детского желания схватить игрушку, привлекшую взгляд.
– Проблемой подростков вообще, является неумение оценивать длительные перспективы своего поведения. Неулавливая причинно-следственные связи своего настоящего со своим будущим, им трудно представить себе жизнь, испорченную навсегда одной только шалостью вроде попытки покататься  на чужой машине без разрешения.
Для того, чтобы стать законопослушным гражданином и успешно социализироваться, необходимо, во-первых, понимать нормы общества, во-вторых,  осознавать себя частью общества и в-третьих, принимать эти нормы как свои. Подростки с отклонениями в интеллектуальном развитии испытывают трудности по всем этим пунктам. Проблема с осознанием норм может основываться как на особенностях развития личности, так в ограниченности ее социального опыта. И если мы хотим, чтобы ребенок делал выбор осознанно и не ступил на дурную стезю, нужно постараться  быть ему примером и опорой.

Вопрос:

Какими способами можно корректировать  девиантное поведение детей в условиях специальной школы?

Ответ:

Коррекция девиантного поведения подростков – это основная задача нашего учреждения. Поэтому все мероприятия организации направлены на решение этой задачи. Каждый день, каждый час, каждую минуту происходит процесс педагогического влияния на воспитанника всех сотрудников школы, всех событий и мероприятий. Эти влияния приводят к определенным изменениям в личности подростка, его поведении, и мировоззрении.  И для того чтобы эти влияния были эффективны, вся коррекционная работа систематизирована по пяти основным направлениям:

  1. Коррекция здоровья подростка.  Подростка необходимо научить заботиться о своем здоровье, включая формирование навыков личной гигиены, искоренение вредных привычек (курение, употребление ПАВ), повышение физкультурной активности.
  2. Коррекция интеллекта воспитанника. Она включает развитие познавательных способностей детей и интереса к приобретению новых знаний, формирование учебных навыков, восполнение пробелов по учебных предметам, полученных ранее.
  3. Коррекция потребительского отношения к труду и формирование профессионально-трудовой готовности к самостоятельной жизни.  Данное направление является одним из приоритетных в работе с детьми с поведенческими и интеллектуальными нарушениями. Помимо формирования  устойчивой привычки и осознанной потребности к труду, самодисциплины, навыков самообслуживания, важно сформировать у подростка интерес к определенной профессии.
  4. Коррекция неконструктивной социальной направленности подростков. Важно научить подростка адаптироваться в различных социальных условиях, конструктивно взаимодействовать с членами семьи, со сверстниками, организовывать свое свободное время, помочь приобрести необходимые социально-бытовые навыки и культуру поведения.
  5. Коррекция личности подростка.  Основными задачами данного коррекционного направления является обучение навыкам саморегуляции, в том числе контролю  на приступами немотивированной агрессии, способам адаптации в условиях изменения внешней среды, формирование адекватной самооценки и способности к позитивному целеполаганию.

Вопрос:

Как проводить профилактику суицидов среди подростков в период подготовки и сдачи ЕГЭ?

Ответ:
Подготовка к ЕГЭ действительно включает  в себя панические настроения, нервные срывы, а иногда, к сожалнию, и суицид.  Особенности пубертатного периода — импульсивность, могут приводить подростка к действиям в состоянии аффекта, вызванного неудачей на экзамене или даже страхом перед возможной неудачей.

Простые правила профилактики нервного срыва перед ЕГЭ.

  1. Родителям и учителям не нужно излишне волноваться самим за своих воспитанников и не волновать их. ЕГЭ — это просто очередной жизненный этап. Нельзя повторять, что экзамен решает всю дальнейшую жизнь подростка. Чем спокойнее взрослые, тем меньше переживает ребенок. Ребенку важнее поддержка.
  2. Соблюдайте оптимальный режим дня, чередуйте обучение с отдыхом, спортом, выключением из образовательного процесса. Не надо спать с учебником под подушкой и панически пытаться выучить всё. Выучить все невозможно.
  3. Полезно выучить простые дыхательные упражнения для снятия тревожного состояния. Нужно остановиться, посчитать до трех и сделать глубокий вдох, снова мысленно посчитать до трех и сделать глубокий выдох.  Повторить несколько раз.  Так дыхание станет глубоким,  а эмоциональное состояние выровнится.
  4. Обстановка на рабочем столе в период подготовки к экзаменам — комфортная. Позвольте выпускнику творческий беспорядок — ему можно. Не нужно создавать дополнительные стрессогенные факторы. Но если ребенок привык к идеальной чистоте — помогите ему создать её.
  5. Родителям важно не пропустить нервный срыв у ребенка. Обычно он проходит в три этапа: первый — воодушевление, подъем, которые дают первые сигналы (головную боль, бессонницу, мышечные зажимы); второй этап — истощение (злость, раздражительность); и последний — апатия, неверие в свои силы. Если вы замечаете это за своим ребенком, лучше обратиться к психологу.
  6. Если ЕГЭ провален или ребенок удален с экзамена, вы должны дать понять ему, что ничего страшного не случилось, для вас он по-прежнему любим и дорог. Отдохните с ним на природе и потихоньку начинайте готовиться к пересдаче. Ни в коем случае не сразу.