♦Любознательность, познавательная активность, стремление к общению, потребность в игре и соревновании — эти основные характеристики подросткового возраста привели к решению создать в школе интеллектуальный клуб.
♦ С первой же игры стало ясно, что «Котелок» станет эффективной формой интеллектуальной деятельности обучающихся, который поднимет интерес детей к разным областям науки и культуры, даст им возможность почувствовать себя интеллектуально увереннее, научит получать радость от новых знаний. По интенсивности положительных эмоций мало что сравнится с радостью озарения. А за час игры озарение приходит не один раз.
♦ Мало где можно получить опыт командной работы, когда твою случайную идею кто-то услышал и дополнил, а потом кто-то достроил логическую цепочку, а кто-то вспомнил нужный факт и вдруг родилась правильная версия. И трудно сказать, от чего больше радости – от полученного ответа или от того, что тебя услышали, поняли, поддержали. Делать что-то вместе очень здорово и этот опыт переносится потом с развлечений на серьезные дела.
♦ Соревнуются команды: вместе отвечают на вопросы, вместе несут ответственность за поражение и вместе радуются победе. Участие в таких играх — важный опыт, весомый плюс к портфолио и, конечно, источник новых впечатлений, связанных со школьной жизнью и обучением.
♦ Деятельность клуба регламентирует Положение о клубе Котелок ГКО СУВУ г.Октябрьска. В локальном документе образовательного учреждения прописаны не только структура клуба и функции его организаторов , но права и обязанности каждого члена клуба, включая игроков.
♦ У каждого из участников есть свои сильные и слабые стороны, есть и темы, в которых кто-то разбирается лучше. Кто-то быстрее реагирует. Кто-то может организовать слаженную работу в короткий срок. Во время игры против других команд школьники учатся слушать и слышать друг друга, распределять компетенции команды как можно более эффективно.
♦ Несмотря на существующие рамки, формат интеллектуальных игр предполагает максимальную гибкость: они не ограничены учебным планом одного конкретного предмета и школьной программой в целом. Всегда остается пространство для эксперимента: за одну игру можно успеть пройтись по самым разным темам и заданиям, в которых переплетаются сразу несколько научных областей. Благодаря своему тематическому разнообразию интеллектуальные игры — это и хорошая тренировка для дальнейшего образования, где необходимы не только уровень знаний, но и на умение этими знаниями пользоваться.
♦ Перед организаторами интеллектуальных игр в школе, где обучаются дети с разной степенью интеллектуальных способностей, в том числе с пробелами в обучении и социально-педагогической запущенностью, стояла задача дать возможность детям почувствовать себя увереннее в ходе игры. В связи с этим часть вопросов давалась детям заранее — у школьников появилось время провести работу по поиску правильных ответов на них. Такая исследовательская работа увеличивает шансы запомнить найденный ответ на более долгий срок.
♦ Безусловно интеллектуальные игры дают разминку уму. Поначалу это отражается только на том, что подростки начинают лучше играть в интеллектуальные игры. Но со временем они почувствуют, что и вне игры думается легче, легче вспоминаются факты, школьники начинают больше доверять интуиции.
♦ Для того, чтобы помочь юному игроку справиться с тревожностью и стахом перед публичным выступлением, к тому же ответ на вопрос может быть не правильным, ответы даются в письменной форме на бланке установленного образца.
♦ Команды с нетерпением ожидают игры и, наконец, собираются вместе, чтобы сразиться за звание чемпиона. Азарт, воля к победе — все это только крепнет от тура к туру. Нервы игроков наклены, участники буквально слышат мысли друг друга, с полуслова понимают, каким будет правильный ответ. Это невероятная атмосфера и умение до конца верить в успех своей команды.
♦ Самое трудоемкое в подготовке игры — это подбор вопросов. К ним предъявляется ряд требований: четкость, логичность, доступность для понимания. Ответ должен быть достоверным и однозначным. Вопросы должны быть разной степени сложности, чтобы команды отгадывали только 70-80% заданий. Однако ответы на них должны быть явными и вызывающими чувство сожаления о том, что правильный ответ не был дан, хотя был так очевиден.
♦ Для дополнительного привлечения внимания к интеллектуальным играм используются разные способы, учитывающие потребности детей и подростков — организуются игры, сюрпризы, музыкальные паузы и физкультминутки. Любимым для играков стал традиционный розыгрыш, в котором участвуют все присутствующие на игровой площадке. Но особо важно для воспитаннов учреждения закрытого типа, испытывающих территориальную и социальную ограниченность — участие в играх ребят из других образовательных учреждений города.
♦ Игры «Котелок» — это не единственный, но безусловно действенный способ перезагрузки, причем не только интеллектуальной, но и социальной, эмоциональной, общественно-культурной.
♦ За высокий профессионализм и творческий подход в организации интеллектуальной деятельности подрастающего поколения и многолетнее сотрудничество в проведении интеллектуальных игр руководитель клуба «Котелок» Манаева Т.В. была отмечена благодарственным письмом руководства ГБОУ СОШ № 8 г.Октябрьска.